Правда и вымыслы: все о легендарной «Птичьей клетке»
Театр “Птичья клетка” в Тумстоне, штат Аризона, известен своей бурной историей с момента своего основания во времена бума серебряных рудников. Это место, которое The New York Times в 1882 году окрестила «самым разгульным и безнравственным ночным заведением» между Новым Орлеаном и Сан-Франциско, не закрывалось ни на выходные, ни на праздники, предлагая посетителям не только бар и ресторан, но и выступления различных артистов, а также компанию доступных женщин.
В отличие от типичных салунов того времени, “Клетка для птиц” славилась своими карточными играми на большие ставки, которые часто заканчивались выстрелами из-за ожесточенных споров между игроками. Стены этого здания и сегодня усеяны следами от пуль, а многие свидетели уверяют, что по ночам в нем можно встретить призраков убитых игроков и бывших работниц театра.
Мистические и загадочные рассказы, связанные с “Птичьей клеткой”, продолжают интриговать и по сей день, делая ее объектом интереса не только для историков, но и для любителей паранормальных явлений.
Рассказ о театре «Птичья клетка»
В 1877 году искатель приключений Эд Шеффелин обнаружил серебряные залежи на юго-востоке Аризоны, что привело к основанию поселения, вскоре превратившегося в город. Эд назвал его Тумстон (англ. Tombstone – «могильный камень»), отражая предостережения знакомых, которые считали, что вместо богатства он найдет там свою могилу. К 1881 году в Тумстоне уже проживало более семи тысяч человек. Жители, утомленные трудами на рудниках, искали развлечений, что привело к открытию The Bird Cage Theatre на Аллен-стрит в конце декабря. Заведение, основанное супружеской парой Лотти и Вильямом Хатчинсонами, предлагало разнообразные развлечения: на сцене выступали артисты различных жанров, бар предлагал популярные напитки, кухня – традиционные блюда. В подвале организовывались азартные игры, а на втором этаже девушки предоставляли интимные услуги.
Культурные мероприятия в театре «Птичья клетка»
Билли стремился создать в театре «Птичья клетка» учреждение с репутацией, где бы собиралась уважаемая публика. Он организовывал мероприятия, такие как «дамские вечера», куда приглашались уважаемые женщины города, и другие торжественные события. Однако условия шахтерского городка Дикого Запада заставили его адаптироваться к запросам менее изысканных гостей, ориентируясь на более простые развлечения. На сцене театра выступала Альма Хэйес, известная также как Мадемуазель Де Гранвилль и Женщина-Геркулес, чьи силовые номера вызывали восхищение у зрителей. Также пользовались популярностью выступления комиков, певцов и музыкантов. В The Bird Cage Theatre периодически устраивались маскарадные балы и другие крупные события, привлекающие множество артистов.
Конец эры театра «Птичья клетка»
В марте 1882 года, когда шахтеры столкнулись с подземной рекой, началось затопление крупнейшего серебряного рудника Grand Central Mine. Сначала вода успешно откачивалась насосом, однако вскоре стало очевидно, что этот метод становится неэффективным. Хатчинсоны осознали, что добыча серебра под угрозой, и решили продать театр «Птичья клетка», который перешел в руки Джона Биньона и его жены Минни. Рудник функционировал до мая 1886 года, пока не сгорели насос и подъемник, а затем упала стоимость серебра, приведшая к закрытию других шахт. Город стал покидать население, и в 1892 году театр закрылся. И хотя закрытие кажется типичным для развлекательных заведений Дикого Запада, вокруг The Bird Cage Theatre сформировалось множество легенд, которые и по сей день привлекают к месту внимание. Давайте исследуем, откуда появились эти мифы и насколько они соответствуют действительности.
Истоки названия «Птичья клетка»
Зачем театру дали название «Клетка для птиц»? Этот вопрос всегда интриговал любителей истории Дикого Запада, среди которых существует несколько версий.
Одна из популярных теорий утверждает, что изначально заведение носило название Elite Theatre («Элитный театр») и предлагало услуги девушек, работающих в небольших деревянных кабинках на втором этаже, напоминая птиц в клетках. Считается, что именно такое сравнение привело к прозвищу, которое впоследствии Билли Хатчинсон узаконил. Однако это не соответствует действительности. На самом деле, театр с первых дней своего существования именовался как The Bird Cage Theater, и первоначально был ориентирован на более уважаемую публику, без услуг проституток.
Название The Elite Theatre появилось позже, в 1883 году, когда театр приобрел Джо Биньон. Несмотря на это, посетители продолжали употреблять старое название, и новый владелец решил вернуть его.
Рекордная по продолжительности партия в покер
Этот эпизод покрыт многочисленными мифами и фантазиями, до такой степени, что некоторые скептики сомневаются в его подлинности, хотя исторические данные его подтверждают.
С 1881 по 1889 год в подвале театра «Птичья клетка» шла беспрерывная игра в покер, длившаяся восемь лет. Только состоятельные клиенты могли позволить себе участие, так как вступительный взнос составлял тысячу долларов – значительную сумму для того времени. За игровым столом сидели известные личности мира гемблинга, включая Джорджа Хирста, Дока Холлидея, Даймонд Джима Брэди, Уайэтта Эрпа и других выдающихся игроков.
Игра шла круглосуточно, без выходных, и владельцы The Bird Cage Theatre только увеличивали свои доходы, забирая десять процентов каждого банка. За эти годы общий оборот достиг десяти миллионов долларов, из которых один миллион остался у хозяев театра.
Дуэль между Доком Холлидеем и Джонни Ринго
Согласно легенде, однажды вечером, будучи в нетрезвом состоянии, Док Холлидей играл в фараон в театре «Птичья клетка», когда в заведение вошел Джонни Ринго, известный участник банды «Ковбои». Холлидей, подшучивая, предложил Ринго: «Джонни, готов рискнуть всем? Это самая острая игра в городе». На что Ринго, не теряясь, снял с шеи бандану и бросил вызов: «А ты готов взять другой конец платка? Это самая смертельная игра в городе», предложив дуэль, где дуэлянты держатся за концы платка и стреляют по сигналу, обычно заканчивающуюся смертью одного из них.
Эта эпизодическая история стала культовой и нашла отражение в фильме «Тумстон: Легенда Дикого Запада» с Вэлом Килмером и Майклом Бином в главных ролях, а также в сувенирах типа футболок, которые продают в музее театра. Однако, как свидетельствуют многие очевидцы, реальные события были менее драматичны: спор между Холлидеем и Ринго произошел на улице Аллен-стрит, и до настоящей перестрелки не дошло.
Привидения театра «Птичья клетка»
Легенды о призраках, обитающих в театре «Птичья клетка», были обсуждаемой темой по всей Америке. Считается, что духи усопших регулярно показываются в стенах этого заведения, встревоживая сотрудников и поздних гостей.
Множество американских телепрограмм были посвящены этим таинственным явлениям, включая следующие популярные выпуски:
- 2006 – «Охотники за привидениями» (Ghost Hunters);
- 2009 – «Приключения привидений» (Ghost Adventures);
- 2009 – «Лаборатория привидений» (Ghost Lab);
- 2011 – «Факт или фейк: Паранормальные файлы» (Fact or Faked: Paranormal Files);
- 2015 – повторный выпуск «Приключения привидений» (Ghost Adventures).
Хотя ни одна из этих программ не смогла окончательно разрешить вопрос о наличии привидений в «Птичьей клетке», они несомненно увеличили интерес туристов к Тумстону и самому театру.
Факты о Тумстоне и театре «Клетка для птиц»
Люди увлекаются мифами и легендами, особенно теми, что связаны с Диким Западом. Исторические исследования показывают, что реальность в Тумстоне и театре «Птичья клетка» была далека от легендарной.
Изначально владельцы «Птичьей клетки» стремились привлечь уважаемую публику, но со временем заведение стало местом сбора шахтеров, ковбоев, шулеров и бандитов. Хотя драки и перестрелки не были ежедневным явлением, такие инциденты никого не удивляли.
Проституция также была частью жизни театра, где девушки предлагали свои услуги в маленьких комнатах на втором этаже, получая оплату не только за интим, но и за алкоголь, который заказывали клиенты. Это напоминало раннюю форму системы хостес и эскорт-услуг, широко используемой в игорном бизнесе.
Азартные игры были неотъемлемой частью истории театра, с миллионами долларов, проходящими через столы в подвале во время длительных игр. На сцене «Птичьей клетки» выступали знаменитые артисты, а среди клиентов были легендарные преступники и карточные игроки. Несмотря на сбор разношерстной публики, власти поддерживали относительный порядок в городе и театре.
Некоторые историки считают, что мифы о Тумстоне и «Птичьей клетке» начали активно разрастаться с 1929 года после создания фестиваля Helldorado Days. Организаторы этого мероприятия не стеснялись приукрашивать историю города, создавая захватывающие, а порой и шокирующие легенды для привлечения туристов.
Современный Тумстон и театр «Птичья клетка»
Сегодня экономика Тумстоуна в значительной степени зависит от туризма. Власти города стремятся воссоздать атмосферу Дикого Запада на его улицах, однако историки выражают недовольство текущим положением дел. Они критикуют использование репродукций вместо оригинальных зданий, многие из которых находятся в плохом состоянии и не могут быть использованы для приема туристов из-за угрозы обрушения.
В этом контексте The Bird Cage Theatre выделяется своим состоянием. Театр удалось сохранить почти в исходном виде, что стало предметом восторга у туристов. Хотя театр больше не выполняет свои первоначальные функции, посетители всё еще могут выпить в его баре. Сейчас здание служит музеем и магазином сувениров, где устраивают тематические экскурсии с рассказами о знаменитых дуэлях и призраках.
The Bird Cage также регулярно становится местом проведения фестивалей, выставок и других мероприятий.